Таможенный представитель: есть ли будущее?

/Таможенный представитель: есть ли будущее?

Таможенный представитель: есть ли будущее?

12Дискуссии на тему будущего таможенных представителей не угасают. ФТС занимает нейтральную позицию, предпочитая работать с участниками ВЭД напрямую, но понимает и плюсы от сотрудничества с посредниками. Новый кодекс упростил вроде бы жизнь таможенным представителям, но внедрение новых технологий, в первую очередь, работа через ЦЭДы, нивелируют роль этой категории околотаможенного бизнеса. Какие перспективы ждут таможенных представителей, и есть ли у них «светлое будущее»?

Об этом мы поговорили с Иваном Леоновым, генеральным директором ООО «Дью Дилидженс».

- Иван Александрович, так что же представляет из себя институт таможенных представителей (далее ТП – ред.) в условиях функционирования данной структуры в системе современных взаимоотношений, возникающих между таможенными органами (как составного элемента государственного контроля) и участниками ВЭД?

Если кратко: ТП – это инструмент. Инструмент, с помощью которого таможенные органы РФ легально и официально организовывают взимание таможенных платежей в бюджет страны с участников внешнеэкономической деятельности.

- А так ли необходим сегодня институт ТП, как об этом постоянно заявляют сами таможенные представители? Ведь таможенные органы могут получать таможенные платежи с учВЭД напрямую, без ТП. Тем более, что  и таможенные представители, и те же владельцы СВХ являются неким дополнительным «затратным» элементом между таможенными органами РФ и учВЭД.

Конечно, могут. Но ответ на вопрос «могут или нет» кроется, на мой взгляд, не в Таможенном Кодексе ЕАЭС и в 289-ФЗ. Вопрос корнями уходит в таможенное и налоговое законодательство РФ, точнее, в его применение по отношению к участнику ВЭД.

Любой учВЭД, вступая в правоотношения, возникающие между ним, как декларантом товара, и таможенными органами при ввозе или вывозе товаров и  транспортных средств, несет определенную ответственность (финансовую, юридическую) перед государственными органами.

Ответственность участника ВЭД не может быть меньше, чем у ТП, однако практика и ТК ЕАЭС в совокупности с НК РФ показывает, что это не так. Любой учВЭД, получив, к примеру, требование от таможенного органа о необходимости оплатить дополнительно начисленные таможенными органами таможенные платежи (например, по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров) может, как вариант, осуществить банкротство компании, избежав тем самым финансовой и юридической ответственности перед таможенными органами. Т.е. простым языком: компания «закрывается» в налоговой по месту регистрации вместе со всеми долгами и юридической ответственностью, и после этого открывается другая компания, которая спокойно может заниматься тем же самым (например, импортом товаров в РФ). Или, компания подает на банкротство, добивается признания ее банкротом и также уходит от любой ответственности перед таможенными органами. Таким участникам ВЭД уже не важно, что в соответствии с действующим ТК ЕАЭС, срок таможенного контроля товаров после их таможенного оформления составляет 5 лет.

- А разве законодательством не предусмотрено перекрытие таких «лазеек»?

Да, есть Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает, что налоговая служба  в течение 3-х лет после ликвидации компании может доначислить налоги лицам, имевшим отношение к данной компании на момент ликвидации или на момент выявления действий (или бездействия) со стороны компании, послуживших основанием для начисления налогов, пеней, штрафов. К таким лицам относятся учредители, директоры, члены совета директоров, управляющий/управляющие компании, а также со всех тех, кто давал указания вышеперечисленным лицам (пункт 3 статьи 53.1 ГК РФ).

В правоприменительной и судебной практике данные изменения пока не появлялись, однако, как известно, все когда-то случается в первый раз.

Или, например, учВЭД принимает решение ничего не оплачивать по требованию таможенного органа и обратиться суд, в котором пытается оспорить или приостановить требование таможенного органа. Таможенный представитель также может обратиться в суд по существу требования о признании его неправомерным, или ходатайствовать в суде о его приостановке, или, теперь уже в соответствии со статье 292  Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",  ходатайствовать непосредственно в таможенный орган, выставивший требование на оплату доначисленных платежей, о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа.

Однако и тут есть нюансы. Требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно и декларанту, и таможенному представителю.

При отсутствии денежных средств на счетах учВЭД в таможенных органах последние не смогут что-либо взыскать принудительно с учВЭД по истечению срока, указанного в Требовании. Только по суду. А с таможенного представителя – могут.  И даже возможное ходатайство о приостановке исполнения обжалуемого решения в таможенный орган должно сопровождаться предоставлением денежного залога или банковской гарантии (помимо того денежного залога или той, которая имеется у таможенного представителя под обеспечение деятельности в качестве таможенного представителя).

Таможенный представитель не может позволить себе не исполнить требование таможенного органа в срок. С момента получения требования от таможенного органа в срок, не позднее указанного в требовании, ТП обязан оплатить финансовые требования таможни. В противном случае по истечению этого срока Федеральная таможенная служба принудительно и в одностороннем порядке взыщет необходимые суммы за счет ТП (с банковской гарантии или за счет имеющихся на счетах таможенных органов денежных средств данного ТП). Напомню, что в соответствии со статьей 215 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ, таможенные органы могут проводить таможенный контроль деятельности таможенных представителей «в период их нахождения в таких реестрах, а также до истечения двух лет после их исключения из таких реестров».

А с учетом п.7 ст.405 ТК ЕАЭС, в соответствии с которой «обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом», ответственность таможенных представителей перед таможенными органами становится просто безграничной и в срок действия свидетельства о включении в реестр таможенных представителей, и в течение двух лет после исключения из реестра, даже несмотря на поправки, принятые в п. 4 статьи 405 ТК ЕАЭС:

«При наступлении предусмотренных в соответствии с настоящим Кодексом обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению, такая обязанность исполняется таможенным представителем солидарно с представляемым им лицом, за исключением случаев, когда исполнение такой обязанности связано:

1) с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары;

2) с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 8 настоящего Кодекса;

3) с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением таких льгот».

Подведу краткий итог своей мысли: таможенным органам в принципе все равно, с каких участников правоотношений, возникающих при перемещении товаров и/или транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС взыскивать таможенные платежи. Однако удобнее им это делать за счет и/или посредством взыскания денежных средств с ТП, с которых взыскать гораздо проще с учётом имеющегося инструмента под названием «денежный залог или банковская гарантия», используемого, как необходимый элемент для включения в реестр таможенных представителей.

- Ну и, наверное, один из главных аргументов еще - это более профессиональные кадры?

Конечно, специалисты, работающие у ТП, имеют, как правило, колоссальный опыт оформления различных товаров и/или транспортных средств. Они знают и понимают правила и порядок подготовки документов и подачи в таможенные органы деклараций на товары с учетом специфики, компетенции и местонахождения различных таможенных органов на всей территории РФ. Таможенные органы гораздо больше доверяют сведениям в декларациях на товары, заполненных и поданных таможенными представителями, чем сведениям в ДТ, поданным непосредственно участником ВЭД.

- Иван Александрович, известно, что в последнее время усилилась тенденция на создание компаниями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность или компаниями, осуществляющими перевозки товаров, требующих таможенного оформления, в своей структуре так называемых «таможенных отделов», которые занимаются самостоятельным таможенным оформлением товаров без помощи ТП.

Это верно, есть такая тенденция, но тут надо учитывать, и это показывает практика, что не всегда такие отделы:

А) экономически целесообразны;

Б) успешны в области организации таможенного оформления товаров;

В) грамотно работают в разных таможенных органах и с разной номенклатурой товаров.

При этом у декларанта, являющегося участником ВЭД, который решил сам оформлять свои грузы, не остается элемента солидарной ответственности с ТП, и он несет всю ответственность самостоятельно, находится в прямой зависимости от профессионализма своих сотрудников, которые подают декларации на товары. И если сотрудники допускают ошибки или проявляют непрофессионализм в процессе подготовки и подачи декларации на товары, то таким компаниям приходится из своего кармана оплачивать все издержки и убытки, понесённые компанией и пенять только своим сотрудникам, из-за которых эти убытки стали возможными. При варианте работы через ТП последние всегда априори обвиняются во всех проблемах, возможно имеющих место в процессе подготовки и подачи декларации на товары, как со стороны учВЭД, так и стороны таможенных органов.

При этом даже в таких ситуациях, когда выявляются ошибки и/или нарушения со стороны ТП, таможенным органам удобнее взаимодействовать с ТП, как в части взыскания дополнительных платежей и штрафов (об этом говорил ранее), так и в части гарантий того, что все выявленные замечания и/или нарушения будут устранены с большой вероятностью грамотно, верно и в срок, будут приняты все меры, по правильному последующему оформления товаров и по устранению подобных нарушений впредь, т.к. ТП рискует лишиться свидетельства и быть исключенным из реестра ТП, а учВЭд по сути ничем, кроме своего товара и издержек на его хранение и таможенное оформление.

Плюс это же подтверждает таможенная статистика: таможенные представители до сих пор осуществляют таможенное оформление большей части товаропотока товаров в/из РФ.

Поэтому, на мой взгляд, ТП – это удобный во всех отношениях и в первую очередь для таможенных органов инструмент, используемый таможенными органами для выполнения своих задач. В первую очередь, как фискальных и попутно правоохранительных, так и для того, чтобы время таможенных органов не тратили учВЭД без опыта (или с недостаточным опытом) в таможенном оформлении, т.к. таможенные органы очень не любят заниматься «учебой начинающих декларантов» и предпочитают общаться «на одном языке» с представителями ТП.


И этот инструмент, мало того, что ничего не стоит государству, так еще сам себя «поит и кормит», предоставляет все необходимые гарантии и лицензии своей деятельности, несет максимальную финансовую и юридическую нагрузку перед государством и способен, по сути, стать промежуточным этапом между эпохой, когда фискальной функцией в стране занимались «государевы люди», которых надо кормить, одевать, обувать, платить зарплату вне зависимости от того, нужно ли сегодня столько сотрудников или нет, создавать социальные и медицинские гарантии, обеспечивать им пенсии, искать и выкупать для них помещения, ведомственные санатории, госпитали и т.п. А ведь в перспективе таможенные представители могут стать этакими нотариусами, когда примут на себя всю функцию сегодняшних таможенных инспекторов, которые сейчас занимаются сбором таможенных платежей в своих Центрах электронного декларирования. По сути, у таможенных органов останутся всего 3-4 функции: контроль за деятельность ТП, учет перечисленных таможенных платежей с помощью ТП, правоохранительная функция (хотя и ее вполне можно передать в иные структуры) и постконтроль, на котором и целесообразно сосредоточить максимальное количество сотрудников. Выпущен груз в соответствии с заявленной процедурой, а в некий таможенный офис уже летит сформированная системой управлениями рисками поручение о проведение постоконтроля конкретного груза или компании-учВЭД. Как это сейчас реализовано (с учетом их специфики) в налоговой службе.

- Все ли ТП «одинаково полезны»? Ведь стоимость на рынке услуг ТП имеет довольно большой диапазон, при том, что услуги оказываются примерно одинаковые. Широко применяется практика работы «по франшизе», когда ТП за комиссионные передают третьим лицам свои ЭЦП, оформленные на сотрудников чужих по сути компаний, чтобы те как бы представляли ТП, и тем самым оказывали услуги в качестве ТП.

Вопрос обширный, отвечу на него максимально сжато.

Наша компания не занимается продажей ЭЦП «по франшизе». Мы работаем через широкую филиальную сеть и через собственные офисы, расположенные в самых крупных приграничных местах оформления товаров и в крупных промышленных центрах внутри страны. Да, тенденция с «продажей ЭЦП по франшизе» никуда не делась. И порой и к нам обращаются некоторые «коллеги» с подобными вопросами, но мы неизменно отказываем, т.к. не понимаем, как можно передать абы кому свою солидарную ответственность, чтобы он где-то что-то там наоформлял, и растворился за тем «во тьме», а мы остались бы с этой солидарной ответственностью на 5 лет после выпуска товаров, а далее сидели и ждали, придут нам требования от таможенных органов, занимающихся постконтролем, или нет.

 Хотя в последнее время после ужесточения таможенного законодательства на мой взгляд стала прослеживаться тенденция по уменьшению таких псевдо ТП с «франшизными» ЭЦП.

В части стоимости услуг. Рынок услуг ТП большой, как по количеству участников, так и по количеству предлагаемых мест таможенного оформления, конкуренция огромная. В рамках текущей концепции таможенных органов, создание «электронных таможен» по сути на базе уже действующих крупных ЦЭДов эту конкуренцию только усилит, т.к.  теперь «складским», «карманным» ТП, созданных лицами, имеющими отношение к конкретным СВХ и/или привязанным к этим конкретным СВХ, будет сложнее демпинговать на рынке услуг ТП за счет предоставления лучшей цены с привязкой к конкретным СВХ, где они могли, в т.ч. одним из «бонусов» «пропихивать» свои грузы вперед.

При этом очень надеюсь на то, что рынок таможенных услуг продолжит обеляться и дальше, и различного рода «помогайки» и компании, представляющие себя «таможенными брокерами», но при этом работающие вне правового поля за ЭЦП учВЭД (эти ЭЦП создаются зачастую на директоров и ответственных руководителей компаний-учВЭД, и де-юре представляют огромную опасность при передачи в руки третьим лицам, не имеющим статуса ТП, для таких директоров и руководителей, т.к. последние несут в т.ч. персональную ответственность когда декларация на товары подаётся за их именной ЭЦП) будут постепенно сокращать свое присутствие на рынке услуг ТП.

Очень надеюсь, что массовое освещение данной проблемы также поможет этому, т.к. зачастую даже крупные и серьезные учВЭД не понимают, чем отличается легальный ТП, от ТП работающего по «франшизе» или от «помогайки», серого брокера, работающего за ЭЦП учВЭД и вводящего его в заблуждение своими консультациями на предмет того, что «зачем вам переплачивать ТП, мы и так все знаем и умеем и сделаем все в лучшем виде, гораздо лучше чем ТП, и за меньшую стоимость». Дополнительно стоит отметить, что согласно вступившему в силу 04.09.2018 года Федерального закона № 289-ФЗ на таможенных представителей возложена обязанность публиковать на своих официальных сайтах актуальную информацию о стоимости услуг. Если информация о стоимости услуг не опубликована на сайте официального таможенного представителя, то лучше задаться вопросом: «А стоит ли обращаться в эту компанию?».

Думаю, теперь вы и сами понимаете, что на стоимость услуг ТП очень сильно влияет то, какую ответственность ТП принимает на себя, вступая в гражданско-правовые отношения с учВЭД и беря на себя ту самую солидарную ответственность, о которой говорили ранее. Чем белее и прозрачнее уровень ответственности ТП перед учВЭД, тем выше будет ставка за услуги, т.к. он берет на себя очень высокую ответственность, по сути, пятилетнюю ответственность, в отношении товаров, которые данный ТП берется оформлять по поручению учВЭД и в его интересах. Бывает так, что уже компании учВЭД несколько лет не существует, а таможенные органы в рамках постконтроля начинают искать лиц, которые оформляли данный товар, находят ТП, и при наличии оснований выставляют ему требования на доплату таможенных платежей.

  А теперь сравните стоимость на услуги по таможенному оформлению на эти же товары, которые предполагается оформлять по «совету» серых брокеров, «помогаек», за ЭЦП учВЭД, которая будет оформлена на сотрудника компании и передана в «безраздельное» пользование серого брокера. Конечно, он тут ничем не рискует, не имеет ни солидарной ответственности с учВЭД, ни 5 лет контроля за товарами со стороны таможенных органов после завершения оформления этих товаров. Соответственно, и стоимость на свои услуги он может давать существенно ниже, чем ТП. Также и с «франшизой» ЭЦП легального ТП: те лица, которые смогли как-то убедить легальных ТП продать им свои ЭЦП для работы по схеме «франшиза ЭЦП ТП», они также не испытывают никаких морально этических и юридических проблем чтобы уменьшать стоимость своих услуг, при этом понимая, что вся ответственность по товарам, которые они сейчас оформляют по такой схеме в дальнейшем перейдет не к ним, а к тому самому легальному ТП из реестра, который по каким-то причинам решил продать/передать им свою ЭЦП.

Тут, кстати, надо понимать, что ранее, до нового ТК ЕАЭС и 289-ФЗ была распространена схема создания ТП именно для вот таких «франшиз», такие ТП долго не работали, и, по сути, были такими же однодневками, как и некоторые компании,  осуществляющие «технический» импорт товаров в РФ. Однако с 2018 года нам все реже попадаются такие компании.

- И как же можно бороться с такими непорядочными ТП-однодневками?

Как я сказал ранее, таможенная служба РФ и ЕЭК уже проделали определенную работу в этом направлении: новые ТК ЕАЭС и 289-ФЗ своими требованиями сводят практически к нулю смысл создания подобных схем. Однако между нормами права и их применением на практике пока еще имеются некоторые «зазоры». Т.к. в 2018 году мы снова получили достаточно новое таможенное законодательство, то возможно таможенным органам РФ потребуется некоторое время, чтобы учесть все свежие нормы и «проредить» ряды ТП.

Плюс, насколько мне известно, есть в ФТС РФ мысли по категорированию ТП на предмет благонадежности по уровням риска, что при введении в практику, на мой взгляд, также должно положительно способствовать улучшению качества предоставляемых услуг ТП и способствовать ситуации, при которой ТП, работающие согласно автоматически определяемым критериям, с высоким уровнем риска будут при осуществлении таможенного оформлении товаров своих клиентов  иметь более усиленный таможенный контроль за оформляемыми товарами, чем ТП с низким и среднем уровнем риска. Соответственно,  у ТП появится еще больше стимула уменьшать оформление «рисковых» клиентов и товаров или повышать их качество и улучшать достоверность таких товаров/клиентов. В противном случае грузы и/или клиенты будут тратить при прохождении таможенных процедур гораздо больше времени и денег, чем ТП с низким и средним уровнем риска. При этом важно, чтобы сами по себе эти критерии были максимально объективными. Пусть их будет не очень много, но зато они должны в большей степени отражать профессионализм и заинтересованность ТП максимально качественно оформить груз учВЭД в соответствии с действующим таможенным законодательством. Как бы высокопарно это не звучало.

- И последний вопрос из разряда взгляда на будущее взаимоотношений института ТП и таможенных органов: каким оно видится? Может быть, есть какие-то идеи из разряда «научной фантастки»?

Как я ранее уже говорил, вариант дальнейшего развития института ТП – это полная замена таможенных инспекторов, занимающихся таможенным оформлением груза в ЦЭДах (центрах электронного декларирования), на сотрудников ТП. Т.е. смысл в том, чтобы ТП аккредитовывали в таможенной службе свои помещения, по принципу МФЦ, или получали от ФТС РФ доступ в такие помещения, где имея соответствующий доступ и лицензию работали бы специально нанятые и обученные абсолютно гражданские работники (не сотрудники таможенных органов и не федеральные государственные служащие) , которые принимали бы заявки на платной общей тарифной основе (например, официально утвержденной правительством РФ) или вообще – бесплатно, за бюджетный счет, на таможенное оформление на бумажных носителях или по электронной почте от любых учВЭД на любые таможенные процедуры, и делали все это без попыток уличить учВЭД в недостоверности сведений. Оформляли бы таможенные декларации на товары и списывали бы с Единых лицевых счетов учВЭД деньги в пользу государства. При чем у учВЭД и у ТП была бы возможность через, например, сайт ФТС зайти и подать там документы для автоматического выпуска (при выполнении определенных условий/требований ФТС).

И уже система управления рисками автоматически отбирала бы товары и учВЭД для последующей таможенной проверки после выпуска товаров уже на складах учВЭД по принципу текущих проверок налоговых органов. И весь основной ресурс ФТС РФ был бы сосредоточен именно на постконтроле товаров и учВЭД.

Соответственно, попытка уйти из-под такого контроля различными путями автоматически ложилась бы соответствующими мерами и санкциями как на саму компанию - учВЭД, так и на связанных с ним физических лиц.

Вот тогда у нас появился бы реально работающий механизм, ничуть не хуже европейского, по сбору таможенных платежей и по реальному контролю за товарами в рамках СУР, и ушли ненужные издержки, например на «лишних» таможенников (они могли бы стать обычными работниками таких электронных таможенных «МФЦ»), на тех же СВХ и прочих посредников.


По материалам ПРОВЭДnews

Возврат к списку